Первое, чем поразила книга — это стилем изложения. Из него полностью исчезла лукьяненовская интонация. Текст «Конкурентов» безликий и бесцветный. Школярски зализанная, примитивная «красивость», в которой полностью отсутствует как подлинная грамотность фраз, так и выразительность мыслей и чувств, присущих настоящей литературной русской речи. Такое впечатление, что Лукьяненко или нанял не особо одарённого литературного лакея, который накропал ему на скорую руку и долгую муку эту словесную продукцию, или сам утратил способность к живой речи.
При чтении «Конкуренты» невольно сравнивались с «Лабиринтом отражений» и «Звёздами — холодными игрушками», другими «компьютерными» и «космическими» произведениями Лукьяненко. И снова возникает ощущение, что «Конкурентов» либо писал не Лукьяненко, либо Лукьяненко не только полностью разучился писать, но перестал понимать, что же такое художественная книга, какие требования она предъявляет к автору.
Эпизоды обозначены, но не прописаны. В них нет ни мысли, ни чувства, ни картинки, ни даже эскиза. Только сухое указание, что здесь должно быть такое событие, а здесь — эдакое. Но сами события не показаны. Их нет. Имеются только облечённые в буквенную форму пустые слова.
Сюжетная линия существует только для того, чтобы бессмысленный словоряд «Конкурентов» обрёл упорядоченный вид и хотя бы формально получил право именоваться книгой. Собственно сюжета, т.е. пути героев книги к какой-либо цели, процесса понимания ими чего-то нового о себе и об окружающем мире, здесь нет. Да и самого мира, и героев тоже нет. Наличествует одно лишь пусторечье, говорение ради говорения, слова для слов.
Хотя попытки придать «Конкурентам» содержательность были. Дважды автор пробовал обозначить некую идею произведения, но тут же бросал её на полумысли и вновь скатывался в пустословие.
Но самое главное, чем поражают «Конкуренты», это полнейшим и пренебрежительным равнодушием автора как к собственному творчеству, так и к читателю. Книгу халтурой, и то назвать нельзя. Это небрежная отписка. «Хотели новую книжку? Так нате, подавитесь. Вам, быдлу, и такое пойдёт». И вот это отношение гнилой водой сочится из каждой строчки и даже буквы «Конкурентов».
Читать подобный опус не только противно, но и обидно. Причём обида не за себя, а за самого Лукьяненко.
Ведь были же когда-то у него настоящие книги, подлинные жемчужины как российской, так и мировой фантастики — «Лорд с планеты Земля», «Танцы на снегу», «Мальчик и Тьма», «Рыцари сорока островов», упомянутые выше романы «Лабиринт» и «Звёзды», чудесные сборники рассказов «Л — значит люди» и «Гаджет».
Но вот именно, что были. В далёком прошлом.
А сейчас порадоваться нечему.
«Конкуренты» — это даже не творческая деградация. Это несоизмеримо хуже. Деградация — всего лишь резкое ухудшение нынешних результатов по сравнению с предыдущими. А наляпать текст, подобный «Конкурентам», да ещё и на всеобщее прочтение его выставить, означает опустить себя и своё творчество в полное и абсолютное Ничто.
После такого падения уже не поднимаются. Если опусы, подобные «Черновикам» и «Недотёпе» ещё оставляли слабую надежду, что Лукьяненко сможет вернуть себе прежнюю писательскую форму, то после «Конкурентов» стало ясно со всей непреложностью — надеяться уже не на что.
Гениального писателя Лукьяненко, создавшего «Атомный сон» и «Геном», больше нет, и никогда не будет.
Безвозвратно исчез даже модный писунчик Лукьяненко, автор Дозорно-Позорного сериала и халтурного чтива «Спектр».
Осталось только лишь одно Ничто, патологически неспособное сотворить Нечто. |